Прислать новость
  • 16 °C
    Погода в Бресте

    16 °C

  • 2.5327
    Курс валюты в Бресте
    USD2.5327
    EURO3.0619
    100 RUB3.4062

Эльдар Рязанов: мечтал быть моряком, а стал режиссером

22.11.2012 10:39

18 ноября, в день рождения «Брестской газеты», отмечал свое 85-летие народный артист СССР, режиссер Эльдар Рязанов. Юбилей прошел «по-домашнему» в московском киноклубе «Эльдар», принадлежащем режиссеру.

Родом из Самары

Фильмы, снятые Рязановым за долгую кинокарьеру, в особом представлении не нуждаются. Среди лент, ставших абсолютными хитами советских экранов, «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и многие другие. Хотя в молодости связывать свою жизнь с кинематографом Эльдар Александрович не мечтал: он грезил литературой и путешествиями.

Родился будущий режиссер в Самаре в семье Александра и Софьи Рязановых. Свое необычное восточное имя он получил потому, что незадолго до рождения ребенка родители работали в советском торговом представительстве в Персии. К искусству семья не имела никакого отношения. «Отец был большевиком, участником гражданской войны. Мать, повстречав бравого красноармейца, ушла с ним из своей мещанской семьи. Отец воевал против Колчака», – рассказывал режиссер.

Реклама

Вскоре после рождения Эльдара Александровича семья переехала в Москву. Там отца назначили начальником винного главка. Однако он начал злоупотреблять спиртным, и мать, забрав сына, ушла из семьи. Александр Рязанов успел жениться во второй раз, у него родилась дочь, а после мужчина был репрессирован. Свою сводную сестру Эльдар Рязанов никогда не видел, отец нашел его в начале 1960-х, однако близкого контакта наладить не получилось.

«Мать вышла замуж, и меня с семилетнего возраста воспитывал отчим. Это был совершенно потрясающий человек. У меня есть сводный брат, и никогда в жизни я не чувствовал разницы отношений отчима к родному сыну и ко мне».

Документы во ВГИК отнес «за компанию»

Эльдар Александрович с детства любил читать. В третьем классе мальчик даже умудрился подделать справку из школы, выдав себя за пятиклассника, чтобы получать книги в библиотеке в соответствии с этим возрастом. В числе его любимых авторов были Джек Лондон, Александр Дюма, Жюль Верн.

Юноша грезил путешествиями и, чтобы не тратить время на учебу, даже сдал выпускные экзамены на год раньше. Он написал письмо в Одесское мореходное училище, но ответа не дождался. За компанию с приятелем Рязанов отнес документы во ВГИК и в возрасте 16 лет был зачислен на режиссерский факультет в мастерскую Григория Козинцева.

Учеба у Эльдара Александровича складывалась неровно. Однажды он даже был на грани отчисления. В книге «Неподведенные итоги» Рязанов вспоминает: «…Мои сочинения не приводили Козинцева в восторг. Терпение его иссякло, и в конце второго года обучения он мне сказал: «Знаете, дорогой Элик, нам все-таки придется с вами расстаться. Мы вас отчисляем из института. Вы слишком молоды». Я был в отчаянии и, наверное, поэтому ответил весьма логично: «Когда вы меня принимали, я был на два года моложе. Вы могли бы это заметить тогда». Козинцев озадаченно почесал затылок. «Тоже верно, – согласился он. – Да, ничего не поделаешь! Черт с вами, учитесь!» Нетрудно догадаться, что к этому времени я совершенно забыл о том, что когда-то мечтал стать моряком, и мне до смерти хотелось закончить Институт кинематографии».

В 1950 году Эльдар Александрович окончил вуз с отличием. Его дипломной работой стал документальный фильм «Они учатся в Москве», созданный совместно с однокурсницей Зоей Фоминой. Картина была посвящена московскому студенчеству. Вскоре однокурсники поженились, у них родилась дочь Ольга. Однако брак не продлился долго. Рязанов ушел к коллеге по творческому цеху Нине Скуйбиной. Вместе пара прожила 22 года, вплоть до смерти Нины Григорьевны.

Пять лет молодой режиссер посвятил кинодокументалистике, успев объездить весь Дальний Восток. За это время самостоятельно и совместно с коллегами были сняты ленты «Твои книжки», «Недалеко от Краснодара», «Остров Сахалин» и др.

От документалистики к игровому кино

Дебютной лентой, сочетающей в себе документальные и игровые эпизоды, стал первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса» (1955), снятый в тандеме с Сергеем Гуровым. А уже первая самостоятельная игровая картина принесла Эльдару Александровичу известность на всю страну. Правда, снимать музыкальную комедию «Карнавальная ночь» Рязанов несколько раз отказывался: он не хотел браться за новый жанр. Но руководитель киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев буквально заставил молодого режиссера взяться за работу. И был прав, потому что фильм, вышедший на экраны в предновогодние дни 1956 года, имел колоссальный успех. Следом за «Карнавальной ночью» были сняты комедии «Девушка без адреса», «Гусарская баллада» (см. №35), «Берегись автомобиля» и другие.

Тем не менее карьера Рязанова не всегда складывалась гладко. Так, снятую им в 1961 году фантастическую комедию «Человек ниоткуда», где сатирически обыгрываются многие явления социалистической действительности, к показу запретили. В широкий прокат лента вышла только 27 лет спустя – в 1988 году.

Реклама

1970-е годы отметились еще одной новогодней работой. На экраны вышел двухсерийный фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» «Мне хотелось создать ленту не только смешную, но и лирическую, грустную, насыщенную поэзией, – вспоминает режиссер. – Хотелось сделать ее максимально жизненной, чтобы зритель безоговорочно верил в реальность невероятных происшествий. С другой стороны, хотелось, чтобы эта лента стала рождественской сказкой для взрослых. Хотелось наполнить картину печальными песнями и щемящей музыкой».

«Успех ленты оказался каким-то глобальным. Наша картина сразу синхронно зажила в сознании многомиллионного народа. Занятно, что несколько телеграмм были отправлены 1 января в 21 час 3 минуты, 5 минут, 6 минут, 8 минут, то есть немедленно после окончания показа. Реакция зрителей была стремительной и восторженной».

Следующая картина Рязанова «Служебный роман» также отметилась невероятным успехом. Фильмы, снятые Эльдаром Александровичем в этом период, такие как «Гараж» (1979), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Вокзал для двоих» (1982), «Жестокий романс» (1984) неизменно вызывали живой интерес у зрителей.

Последнее десятилетие ушедшего века ознаменовало новый этап в творчестве Рязанова. Главное темой его фильмов стало социальное неравенство и несправедливость. Появились картины «Привет, дуралеи!», «Старые клячи». В 1993 году Эльдар Александрович снял мрачную мистическую мелодраму «Предсказание».

Сказалась на работе болезнь и смерть любимой жены Нины в 1994 году. Пережить непростую жизненную ситуацию режиссеру помогла третья супруга киноредактор Эмма Абдуллина. Вместе они и по сей день.

В 2003 году была снята детективно-романтическая комедия «Ключ от спальни», в 2006-м – биографический фильм-сказка «Андерсен. Жизнь без любви». Рязанов является автором нескольких книг, пьес, участвовал в написании сценариев к своим фильмам.

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.