• 3 °C
    Погода в Бресте

    3 °C

  • 2.1222
    Курс валюты в Бресте
    USD2.1222
    EURO2.4045
    100 RUB3.1867

VIII Республиканский фестиваль белорусский фильмов объявил призеров и лауреатов

249 04.10.2012 09:40

На VIII Республиканском фестивале белорусских фильмов были представлены ленты на любой вкус: игровые картины от триллера до мелодрамы, документалистика, анимационные ленты и студенческие работы. 

Студенты предпочитают социалку и зарубежных классиков

На фестиваль, проходивший с 29 сентября по 2 октября, прибыли белорусские и российские гости. По красной ковровой дорожке к кинотеатру «Беларусь» во время открытия прошлось жюри под председательством критика, члена Российской академии кинематографических искусств «Ника» Леонида Павлючика. В состав жюри вошли композитор Сергей Кортес, главный редактор журнала «На экранах» Людмила Перегудова, автор проекта «Обратный отсчет» Владимир Бокун и другие. Погостить на фестиваль приехали актриса Ольга Остроумова, исполнительный директор Гильдии актеров России Валерия Гущина, председатель Белорусской гильдии актеров кино Светлана Суховей.

Отметились на ковровой дорожке и творческие группы фильмов «Украсть Бельмондо», «Талаш», «Масакра», «На перепутье», которые были представлены в конкурсной программе фестиваля. Свое слово на церемонии сказали министр культуры РБ Павел Латушко и мэр города Александр Палышенков.

А уже через несколько дней фестиваль, в конкурсную программу которого была включена 51 отечественная картина, подвел свои итоги. Началось награждение с чествования начинающих режиссеров. Награду «За лучший дебют в кинорежиссуре имени народного артиста СССР Виктора Турова» получила Елена Чекина, которая сняла документальный фильм «Миллионер», поднимающий тему наркомании. Герой ленты Алексей поделился своим личным опытом преодоления наркотической зависимости.

В номинации «За лучшую студенческую работу «Момент истины» имени народного артиста Беларуси Михаила Пташука» был отмечен Алексей Макаренко с фильмом «Крыло бабочки». Режиссер рассказал о буднях хоккейной команды «Юность-99». Вместе с героями ленты, мальчишками 11 – 13 лет, зрителю довелось пережить настоящий хоккейный матч и узнать о тех трудностях и радостях, с которыми сталкиваются юные спортсмены.

Среди фильмов, продемонстрированных начинающими режиссерами-документалистами, но не отмеченными наградами, были и другие интересные работы. К примеру, лента «Странник не вернется» Алеся Лапо, рассказавшая о путешественнике Кирилле, который, исколесив половину мира, вернулся в белорусскую деревню и перешел на родную «мову». Была и история «Дайте музыку» Натальи Кацовской, поведавшая о людях пожилого возраста, которые занимаются спортивными бальными танцами.

Игровые студенческие фильмы оказались менее сильными. Член жюри Владимир Бокун выразил сожаление, что молодые режиссеры «берут в сценаристы» Курта Воннегута и Рея Брэдбери, хотя белорусские реалии им более понятны и известны. Впрочем, проблема нехватки качественных сценариев на нынешнем фестивале оказалась общей – награду за лучший сценарий решили не вручать. Тем не менее выделим игровую короткометражку Марии Курачевой «Вне времени», снятую по рассказу Г.Г. Маркеса «Глаза голубой собаки». Главные роли в ней сыграли Алексей Казелло и Екатерина Аверкова, о режиссерской работе которой мы писали в №38. Лента получилась художественной и в чем-то даже театральной.

О войне внутренней и внешней

Документалисты старшего поколения продемонстрировали интерес к жизни и творчеству как известных, так и неоткрытых для широкой белорусской публики талантливых людей. Так, награду «За оригинальное решение темы» получила лента «Марк Шагал. Нереальная реальность» режиссера Зои Котович. А в номинации «За создание поэтического образа» отмечена картина «Летопись в лучах света» Юрия Горулева, рассказывающая о фотохудожнице Софье Хоментовской. В довоенный период польская художница снимала серии работ о Полесье и Пинске. На фотоснимках отражен удивительный быт полешуков и прекрасные пейзажи нашей родины. Рассказывает фильм и о военных репортажах, которые Хоментовская снимала уже в Польше. Фотохудожница стояла буквально под бомбами, запечатлевая мгновения, когда снаряд врезается в дом и разрушает его.

Жизни Сергея Прокофьева посвящен лучший анимационный фильм «Четвертый апельсин» режиссера Юлии Титовой. А в ленте «Реформатор», отмеченной за лучшее изобразительное решение, Юрий Тимофеев рассказал о политическом и общественном деятеле времен Великого княжества Литовского Антонии Тизенгаузе.

Свое внимание кинематографисты обратили и на повседневную жизнь. К примеру, в фильме «Тепло» Виктора Аслюка, награжденном за лучшую режиссуру неигрового фильма, рассказывается о фабрике валенок в Смиловичах, которая единственная на европейской территории занимается выпуском необычной для современников обуви в промышленных масштабах. Режиссер показал процесс производства со стороны не технических характеристик, а внутреннего ощущения. Тепло в картине присутствует не только в «дедушкиной» обуви, но и в человеческих руках немногочисленного коллектива, что работает на фабрике.

Ленту «Последнее письмо», названную лучшим неигровым фильмом, смотреть тяжело. Режиссер Тарас Ващенко дал слово матерям, потерявшим своих детей во время войны в Афганистане. Женщины зачитывают последние письма, отправленные их сыновьями перед гибелью. В них – тоска по дому и обещание обязательно вернуться, просьба не волноваться. Спустя почти четверть века воспоминания о детях отзываются в этих женщинах прежней болью. Кто-то до сих пор хранит часы, купленные сыном с первой зарплаты, кто-то – расческу, которая пахнет его волосами. Внутренняя война не заканчивается.

Лучший фильм рассказал о белорусской глубинке

Награды за лучшую женскую и мужскую роли получили Вероника Плешкевич и Руслан Чернецкий, сыгравшие в фильме «На перепутье». Лента режиссера Виталия Дудина затрагивает болезненную для каждого студента-бюджетника проблему распределения. Главная героиня Катя отправляется в провинциальный городок, чтобы отработать положенные два года. Девушка работает в автолавке вместе с угрюмым водителем Петровичем. Фильм получился слегка наивным и предсказуемым, однако в своем жанре смотрится приятно.

В нескольких технических номинациях был отмечен мистический триллер по мотивам старобелорусских легенд и прозы Проспера Мериме «Масакра». В копилку фильма отправились награды за лучшее звуковое решение, лучшую работу художника по костюмам и лучшее музыкальное решение.

Благосклонно отнеслось жюри к военно-историческому телесериалу «Немец» Александра Ефремова, который награжден за лучшую режиссуру. И к совместному проекту «Беларусьфильма» с Латвией и Эстонией «Одинокий остров». Лента названа лучшим игровым фильмом.

Однако Гран-при «За лучший фильм фестиваля» получила документальная картина Михаила Ждановского «Дрисвяты. Песня и судьба». Фильм рассказывает о повседневной жизни белорусского местечка Дрисвяты, где каждое событие жители встречают с песней. Главная героиня Эмилия Шавэла делится легендами и историями, которые бытуют в белорусской глубинке. Лента наполнена прекрасными пейзажными зарисовками, тонкими наблюдениями и, конечно, музыкой.

То, что Гран-при получил неигровой фильм, обрисовывает и общую тенденцию развития белорусского кино. На сегодняшний день документалистика остается более сильным и широко представленным жанром, что наблюдается и в количестве снятых фильмов. На 19 неигровых лент, представленных на фестивале, пришлись 4 игровые картины и 5 телевизионных фильмов. Впрочем, положительным моментом можно считать жанровое разнообразие игровых лент: зрителю были представлены и триллер, и психологическая драма, и мелодрама, и фильм для детей.

Лейтмотивом фестиваля по-прежнему остается вопрос о развитии белорусского кино и его пути к зрителю. Не секрет, что отечественные фильмы пользуются гораздо меньшей популярностью, чем голливудские блокбастеры, хотя иные ленты не уступают по качеству зарубежным картинам. И это вопрос к прокатчикам и людям, непосредственно развивающим систему продюсирования в Беларуси. Ведь можно сколько угодно повторять, что белорусский кинематограф существует и развивается, но пока он остается закрытым для массового зрителя, его все равно что нет.

 

Призеры и лауреаты VIII Республиканском фестивале белорусских фильмов

«За лучший дебют в кинорежиссуре имени народного артиста СССР Виктора Турова» – «Миллионер» (реж. Елена Чекина)

«За лучшую студенческую работу «Момент истины» имени народного артиста Беларуси Михаила Пташука» – «Крыло бабочки» (реж. Алексей Макаренко)

«За оригинальное решение темы» – «Марк Шагал. Нереальная реальность» (реж. Зоя Котович)

«За создание поэтического образа» – «Летопись в лучах света» (реж. Юрий Горулев)

«За лучшее изобразительное решение» – «Реформатор» (реж. Юрий Тимофеев)

«За лучшую режиссуру неигрового фильма» – Виктор Аслюк, «Тепло»

«Лучший неигровой фильм» – «Последнее письмо» (реж. Тарас Ващенко)

«Лучший анимационный фильм» – «Четвертый апельсин. Сергей Прокофьев» (реж. Юлия Титова)

 «За лучшее звуковое решение» – Андрей Волков «Масакра» (реж. Андрей Кудиненко)

«За лучшую работу художника гримера» – Григорий Храпуцкий «Немец» (реж. Александр Ефремов)

«За лучшую работу художника по костюмам» – Нина Гурло «Масакра» (реж. Андрей Кудиненко)

«За лучшее изобразительное решение. Анимационный фильм» – Игорь Хруцкий «Рыжик в Зазеркалье» (реж. Елена Турова)

«За лучшее музыкальное решение» – Олег Хадосько «Масакра» (реж. Андрей Кудиненко)

«За лучшую женскую роль второго плана» – Алеся Пуховая «Все, что нам нужно» (реж. Иван Павлов)

«За лучшую мужскую роль второго плана» – Сергей Журавель «Немец» (реж. Александр Ефремов)

«За лучшую женскую роль» – Вероника Плешкевич «На перепутье» (реж. Виталий Дудин)

«За лучшую мужскую роль» – Руслан Чернецкий «На перепутье» (реж. Виталий Дудин)

«За выдающееся воплощение национального характера и большой вклад в развитие белорусского кинематографа» – народный артист РБ Геннадий Гарбук

«За лучшую операторскую работу. Приз имени Юрия Марухина» – Вадим Патеев «Одинокий остров» (реж. Пеэтер Симм)

«За лучший игровой телесериал» – «Все, что нам нужно» (реж. Иван Павлов)

«За лучшую режиссуру» – Александр Ефремов «Немец»

«Лучший игровой фильм» – «Одинокий остров» (реж. Пеэтер Симм)

«Лучший фильм фестиваля» – «Дрисвяты. Песня и судьба» (реж. Михаил Ждановский)

_______________

Бодиарт, хорьки и эйфелева башня

Удивлены?! Это только начало! Новостной портал onique.ru взбудоражит обыденность и зацепит Вас своей нестандартностью “onique.ru – место где интереснейшие новости со всего мира собираюстся в один сайт и предстают перед глазами уважаемого читателя, мы возьмем Вас своей нестандартностью!”

Комментарии