• 0 °C
    Погода в Бресте

    0 °C

  • 2.0443
    Курс валюты в Бресте
    USD2.0443
    EURO2.2588
    100 RUB3.2054

Чем запомнился Венецианский фестиваль?

53 27.09.2012 11:15

В триумфаторах 69-го Венецианского кинофестиваля оказались ленты «Мастер» Пола Томаса Андерсона, «Это был сын» Даниеля Чипри. Однако наибольшие овации и в результате «Золотого льва» получил триллер «Пьета» корейского режиссера Ким Ки Дука.

Размышления о религии и долге

Старейший международный фестиваль подвел свои итоги 8 сентября. «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу получил Пол Томас Андерсон, снявший драму «Мастер». Режиссер широко известен благодаря работам «Магнолия», в основу которой положена мистификация о самоубийстве вымышленного человека Роналда Опуса, и «Нефть» (There Will Be Blood), повествующая о взлете нефтедобывающей компании.

В новой ленте «Мастер» действие разворачивается вокруг демобилизованного моряка Фредди Куэлла, который не может найти место в послевоенной Америке. Он меняет несколько работ, пока не знакомится с создателем религиозного культа, который делает агрессивного моряка своим ближайшим помощником. Новое верование завоевывает последователей, а Фредди задумывается о том, во что он верит и кто его наставник на самом деле. Картину отчасти можно назвать биографической: в образе харизматичного создателя религиозной секты угадывается основатель сайентологической церкви Лафайет Рональд Хаббард. Однако акцент с него все же смещен.

Реклама

Интересно и то, что Пол Томас Андерсон, снимающий свои картины на пленку, для большей аутентичности изображения раздобыл камеру, на которую Стэнли Кубрик снимал знаменитую ленту «2001 год: Космическая одиссея».

Хоакин Феникс и Филип Сеймур Хоффман, сыгравшие в фильме «Мастер» неуравновешенного моряка и основателя секты соответственно, получили Кубок Вольпи за лучшие мужские роли. Картина удостоилась также премии ассоциации кинокритиков FIPRESCI.

За лучшую женскую роль была отмечена Хадас Ярон, сыгравшая в драме «Заполнить пустоту». В ленте режиссера Рамы Бурштейн Ярон исполнила роль 18-летней девушки Ширы из ортодоксальной израильской семьи. Шира живет в предвкушении скорой свадьбы с мужчиной, в которого влюблена. Однако неожиданно умирает ее старшая сестра, оставляя новорожденного сына. Мать Ширы, которая боится расстаться с единственным внуком, предлагает девушке выйти замуж за вдовца.

Реклама

Для Хадас Ярон роль Ширы – первая серьезная работа в кино. Тем более удивительно, что девушка стала первой израильской актрисой, получившей престижную награду Венецианского кинофестиваля.

…историческом прошлом

Награду «Золотая Озелла» за лучший сценарий получил Оливье Ассайас. В ленте «Что-то в воздухе» французский режиссер и сценарист рассказал о временах своей юности. Оригинальное название фильма «После мая» восходит к весне 1968 года, когда студенческие беспорядки захлестнули Францию. Картина Ассайаса начинается сценой жестокого разгона демонстрации в начале 70-х. Среди хаоса и разрухи подростки Жиль и Кристина пытаются найти свое место в мире. По словам Оливье Ассайаса, включившего в картину биографические мотивы: «Молодежь в 2010-е живет в бесформенном настоящем. Она существует вне истории». В новом фильме режиссер попытался показать, чем жили «герои его времени».

В номинации «За лучшую работу оператора» был отмечен Даниель Чипри, который выступил также в качестве режиссера и сценариста картины «Это был сын». В фильме раскрывается история семьи, живущей в бедном панельном пригороде Палермо. В семье Чирауло от рук мафии трагически погибает дочь Серенелла. Пытаясь получить компенсацию, положенную им как жертвам мафии, семья сталкивается с трудностями, потому что родственники матери принадлежат к одному из бандитских кланов. Чирауло влезают в долги, ссорятся и демонстрируют все грани итальянского характера.

Фабрицио Фалько, сыгравший в лентах «Это был сын» и «Спящая красавица», также представленной в программе фестиваля, был награжден призом имени Марчелло Мастроянни как лучший молодой актер.

Специального приза жюри удостоилась неоднозначная лента Ульриха Зайдля «Рай: Вера». Это вторая часть трилогии «Рай», рассказывающая о немолодой женщине Анне Марии, которая после ухода мужа обращается к Богу и в своей любви к Иисусу Христу доходит до крайности. Мир женщины рушится, когда спустя два года к ней возвращается прикованный к инвалидной коляске муж-мусульманин.

Ульрих Зайдль использует необычный вид съемок. Он никогда не прописывает заранее диалоги. Все реплики, которые произносят персонажи, получаются в результате импровизации на площадке. В зависимости от этого могут изменяться и последующие сцены. Зайдль часто работает с непрофессиональными актерами. Роль мужа исполнил Набил Халеб, который никогда ранее не играл в театре или кино.

Реклама

Лучшим фильмом программы «Горизонты» был признан документальный фильм о девочках, живущих на помойке, «Три сестры» китайского режиссера Вана Бина. Специального приза программы удостоена криминальная комедия «Бесплатное танго» Фредерика Фонтейна.

…жестокости и материнской любви

Безусловным триумфатором кинофестиваля стал триллер «Пьета» Ким Ки Дука. На этот раз корейский режиссер, награжденный «Золотым львом», обратился к вопросам жестокости, материнской любви и денег. Пьета по-итальянски означает «милосердие». Название ленты восходит к иконографическому изображению девы Марии, оплакивающей Христа. Ким Ки Дука вдохновила пьета авторства Микеланджело, которая находится в Ватикане. Постер к фильму несет в себе аллюзию на знаменитый скульптурный шедевр.

Тридцатилетний Кан До живет в Сеуле и зарабатывает на жизнь тем, что выбирает деньги из должников мафии. Для этого он калечит людей и забирает выплаты, положенные им с медицинской страховки. Однажды в доме Кан До, считающего, что у него нет родственников, появляется загадочная женщина, представляющаяся его матерью, которая оставила сына сразу после родов. Ми Сун раскаивается в своем поступке, и мужчина постепенно проникается к ней доверием. Однако появление матери значительно сказывается на его жестокой работе.

Ким Ки Дук поддержал традицию некоторых режиссеров и взял на главные роли дебютантов. «Мне нужны были чистые холсты», – объяснил он. Важным «героем» стал и район Сеула Чхонгечхон, в котором велись съемки. Ким Ки Дук рассказал, что раньше жил и работал там, потому с этим местом у режиссера связано множество воспоминаний.

Картина наполнена сценами жестокости, изобилует реалистичностью, но вместе с тем вызывает чувство жалости. «Каждый из нас бывает палачом и жертвой одновременно – в зависимости от ситуации», – говорит режиссер.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.