• 6 °C
    Погода в Бресте
  • 1.9968
    Курс валюты в Бресте
    USD1.9968
    EURO2.3635
    100 RUB3.4153

Учитель в Беларуси — далеко не самая обиженная профессия

246 3 23.10.2017

корреспондент

Только недавно в Беларуси улеглись страсти по поводу петиции в защиту учителей. А мне она до сих пор не дает покоя.

Напомню, 11 сентября в интернете появилась петиция в защиту учителей. Ее авторы (между прочим, ни разу не учителя) назвали белорусских педагогов одними из самых несчастных людей в Синеокой. Дескать, мало того что они получают мизерную зарплату, так еще и условия труда у них зверские: приходится выполнять кучу дополнительных обязанностей, тащить домой работу (имеются в виду тетради и планы), каждый год привыкать к нововведениям в образовании (смена учебников, программ и так далее). Посему петиционеры требовали предоставить учителям разные жизненные блага, в том числе, добавить к их ежегодному 56-дневному отпуску еще с десяток деньков.

В итоге в интернете разгорелся спор между сторонниками петиции и противниками. Аргументы «за» и «против» были разные, но пришло время высказать и мне свое мнение.

Чтобы добавить веса своим словам, скажу: по образованию я тоже педагог. На старших курсах проходила практику в двух разных школах Бреста, два лета подряд отработала в детском оздоровительном лагере, где коллектив был в большей массе учительский. После университета два года работала в школе в районном центре сначала воспитателем в продленке, а затем учителем иностранного языка. До сих пор в кругу моего общения немало педагогов. Так что говорить буду со знанием дела…

Основная моя мысль такова: учитель в Беларуси далеко не самая обиженная профессия. Наряду с остальными она имеет ряд преимуществ, а недостатки, которые указаны в петиции, мне кажутся во многом надуманными либо сфабрикованными не самой профессией, а складом характера конкретных ее представителей.

Сомневаюсь, что многие из них перешли бы трудиться в другую сферу на 40-часовую рабочую неделю с 24-дневным отпуском.

Давайте разберем по порядку. Заполнение отчетностей и различных бумаг присутствует практически в любой работе. Учителя в этом не одиноки. Составление плана работы, набрасывание идей, разработка стратегий, анализ — неотъемлемая часть любой «думающей» профессии. При этом никто не отменяет основных обязанностей специалистов. Например, маркетологов, менеджеров, журналистов…

Ставка учителя — что-то около 20 часов в неделю. По законодательству их рабочая неделя составляет 36 часов. То есть на составление планов, проверку тетрадей и заполнение документов есть еще около 16 часов в неделю. При этом учитель сам выбирает, когда ему отработать эти часы (за исключением совещаний и конкретных мероприятий) – до работы, после, ночью или в выходные. Не успевает за эти 16 часов? Тогда, мне кажется, здесь есть проблемы с самоорганизацией. При этом, прошу заметить, представители других профессий работают, в основном, около 40 часов. От 4 часов учителей освободили, видимо, за сложность труда, которой нет у работяг на заводе, продавцов и у представителей других профессий.

Бедные учителя не успевают за сменой программ и учебников? Скажите, а как бы вы назвали юриста, который не успевает за поправками в законы, или редактора газеты, который не следит за новостями и тенденциями в сфере СМИ?

Что еще? Ах да… Маленькая зарплата! Я не знаю, откуда взялась эта легенда. Зато я знаю поваров, инженеров, секретарей-референтов, рекламных агентов и много других специалистов, которые зарабатывают меньше, чем учителя. Проблема в целом с уровнем доходов населения, а не конкретно с учительскими зарплатами.

Я просто хочу, чтобы учителя, наконец, научились гордиться своей работой и начали видеть в ней гораздо больше плюсов, чем минусов. Давайте будем честны, ведь мало кто из них готов перейти в другую сферу на 40-часовую рабочую неделю с 24-дневным отпуском.

 

Материалы по теме:

«Учитель — это переходник, который преобразует напряжение»

Круглый стол ко Дню знаний. «Есть в школе проблемы, которые нужно обсуждать»

Каким должен быть современный учитель? Мнения педагогов, школьников и родителей

Дискуссионный клуб «БГ»: «Поступление в вуз — в одной плоскости, а школьная программа — в другой»

Комментарии

Комментариев к записи: 3

  1. Ромуальд в 22:10

    Итак, уважаемая «опытный педагог, вещающая со знаем дела», обо всём по порядку:
    1. Ни один педагог, стремящийся выжить и прокормить семью, на ставку работать не будет. 30-32 часа, из них 22-24 учебных, а остальное ОВР, допконтроль и прочая нудистика является нормой.
    2. К каждому уроку нужно подготовиться качественно, а это минимум полчаса для опытного (если есть шаблоны планов предыдущих лет) и до 1-1,5 часа для молодого.
    3. Посещение учащихся на дому в начале года, колумнистка Вы наша, знаете сколько времени (в сутках, а не часах) занимает, если их в классе под 30 душ?
    4. Всеобуч, слово такое страшное для каждого педагога, известно Вам? И количество времени, что им уворовано из личной жизни педагога?
    5. Воспитательные планы классного руководителя, социальный паспорт класса, КТП предметов и факультативов, эпопеи со сбором заявлений в кружки, те же факультативы, квитанций за учебники, проверка тетрадей, разработка тестов, заполнение бесчисленного множества отчётов, быстро-быстрых и не очень, подготовка детей к конкурсам и олимпиадам (а на это всего одна-две стимки в неделю дано) — ВАМ, уважаемая знаток внутренней кухни школы, ЭТО ЗНАКОМО???
    6. Экскурсии, коих план доведён в размере 4-5 в год (местных и республиканских),их подготовка, составление документации и непосредственно проведение знаете, сколько времени занимает?
    7. Бесконечные рейтинги, мониторинги и прочая статистическая нудь — Вы о них не забыли?
    8. Подготовка родительских собраний и их проведение, работа с родителями по вопросу добровольных (бу-га-га)))) пожертвований на ремонт школы, непосредственно сам ремонт кабинета и прочая хозяйственная валтузня — это Вам о чём-нибудь говорит?
    9. Самообразование учителя, повышение своего профессионального уровня, изучение новых веяний в своей специальности — Вы не запамятовали об этом?
    10. И последнее. Прочитав Ваш некомпетентный и самовлюблённый пасквиль на учителей, я стопроцентно уверен в том, что Вы случайный человек в учительской профессии. Вы ошиблись однажды дверью при поступлении, и, придя в школу по нужде отработки, сбежали оттуда с позором при виде малейших трудностей. Напоследок трусливо тявкнув на тех, среди которых места таким, как Вы, нет точно. Не пишите больше о том, в чём не смыслите. Не позорьтесь, колумнист

    • Читатель в 18:25

      Даладно! Ромуальд, да когда ж вы все успеваете за эти несчастные 24 часа!
      То ли дело представители других профессий — целыми днями сидят себе в своих офисах, чай-кофе пьют, курят и по соцсеткам гуляют…
      Создается впечатление, что кроме учителей — никто в этом мире не работает напряженно.И самообразованием не занимается! И общественные работы и инициативы всем чужды! Да, и зарплаты же у учителей самые низкие.
      10 пунктов ваших меня не впечатлили. А если все так плохо — так чего же держитесь так за свою школу? И какой радостный пункт ваш 8 (с бу-га-га) — почему не противостоите этому беспределу, не устроите всереспубликанский учительский скандал/протест — долой пожертвования и хозяйственную валтузню! Долой подарки школе!
      Если не сами учителя — так кто же сможет изменить что-то в вашей системе?
      Проще колумнистов позорить в в комментариях

      • Марья Ивановна в 21:35

        Ну, Вы, например, ушли из школы в другую сферу. И не только Вы: многие молодые специалисты, отработав положенные 2 года, нередко бегут из системы образования, а назад не возвращаются. Возможно, так происходит потому, что педагогических вузов у нас слишком много. А возможно и потому, что не так сладко в школе, как кажется со стороны.

Добавить комментарий

Адрес вашего почтового ящика не будет виден остальным. Обязательные поля помечены *. На сайте действует премодерация. Это значит, что ваш комментарий будет опубликован только после проверки его модератором. Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не нарушает правила. Узнать условия